Акцент дня: современные тренды в понимании конфликта
Акцент второго дня пятого модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», посвященного организационному поведению на социальном предприятии, был сделан на теме «Конфликты в организации. Методы их разрешения».
Во второй день Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, слушатели завершили обучение по теме «Мотивация персонала и управление талантами». Андрей Константинов, управляющий партнер и сооснователь консалтингового бюро Hard Restart, эксперт в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации социальных проектов, в ходе интерактивной лекции обсудил со слушателями как теоретические проблемы, так и имеющийся опыт, и наработки, в том числе была получена и обратная связь от слушателей к структуре материала.
Аудитория рассмотрела формулу эффективности сотрудника организации, обсудила барьеры, которые могут появиться на пути мотивирования подчиненных, а также факторы мотивации DISK. В этой аббревиатуре зашифрованы такие понятия, как власть, признание, надежность, правила.
Как это работает с точки зрения, например, власти (D)? Если вы обладаете ею, то ставьте перед подчиненными сложные задачи, которые будут их «растягивать». Давайте трудные задания, а потом еще. Предоставьте возможность здоровой конкуренции. Создайте ситуацию давления.
А с точки зрения правил (С) давайте задания, которые предполагают определенный порядок действий. Четко обозначьте цели и требования. Предлагайте работу, где требуется логический подход и аналитика, следование стандартам.
Преподаватель пожелал слушателям успехов на предстоящей защите, отметив, что они не прощаются, а остаются на связи!
Тему «Конфликты в организации и методы их разрешения» слушатели изучали вместе с доцентом факультета социальных наук департамента психологии кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Натальей Корягиной.
В ходе первой встречи были рассмотрены определение, виды и структура конфликта, обсуждены стратегии поведения в конфликте. Не остались в тени такие важные теоретические моменты, как динамические характеристики и функции конфликта.
Слушатели потренировались в решении ситуационных задач и определении роли и функций конфликта.
С чем обычно ассоциируется конфликт, если мы будем говорить о его житейском восприятии? Прежде всего с агрессией. Конфликт часто воспринимается как борьба или ссора и ассоциируется с предательством.
С научной точки зрения под «конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 2006 г.).
Наталья Корягина подчеркнула, что для предконфликтной ситуации важно противодействие в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Конфликты с участием человека могут быть классифицированы на социальные и внутриличностные, которые в свою очередь подразделяются на множество других.
Осветив современные тенденции в понимании конфликта, можно прийти к выводу, что конфликт не является чем-то сверхординарным, это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жизни, так и нашему взаимодействию с людьми, и в нем также скрыт и позитивный потенциал, такой как как источник развития; как сигнал к изменению; как возможность сближения и даже как возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений.
Увлекательным событием стало прохождение теста Томаса-Киллмена на поведение в конфликтной ситуации. После обработки результатов можно узнать, какая стратегия поведения в конфликте наберет больше всего баллов: конфронтация, сотрудничество, компромисс, уклонение или приспособление.
Соперничество (борьба) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, компромисс — это взаимные уступки в чем-то важном, принципиальном для обеих сторон, приспособление (уступка) — принятие позиции оппонента в ущерб своим интересам, а избегание (уход) заключается в том, что в ситуации конфликта участник не предпринимает активных действий по его разрешению, игнорирует, уходит.
Объединившись в группы, слушатели привели конкретные примеры из собственного опыты или из литературы и СМИ на каждую из этих стратегий, среди которых были и громкие конфликты, находящиеся в данный момент времени у всех на слуху.
Слушатели привели в пример и поведение кота Леопольда из всеми любимого с детства мультфильма, которое можно отнести к стратегии компромисса с лозунгом: «Давайте жить дружно!»