Информационные технологии: современные тренды
Стартовал IV модуль Программы профессиональной переподготовки «Управление в профессиональном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», посвященный теме «Управление социальным предприятием». Организатор программы — Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
В течение насыщенного первого дня четвертого очного модуля слушатели ознакомились с курсом, посвященным информационным технологиям, с чьей помощью получают информацию, создают данные и управляют разными бизнес-процессами в компаниях. Трудно оспорить важность применения этих технологий для успешности в современном мире. Современные тренды в информационных технологиях представил Сергей Ревякин, директор центра стратегий и программ НИУ ВШЭ, Ph.D. по оценке эффективности цифровых платформ, эксперт в области создания и использования сложных цифровых систем анализа информации.
Тематически курс первого дня состоял из таких разделов, как: Информационная перегрузка; Рекомендации по поиску и оценке информации; Примеры использования инструментов семантического анализа больших данных.
Преподаватель поинтересовался у присутствующих аудитории, чувствуют ли они информационную перегрузку? А ее следствием может быть повышенная утомляемость, замедление восприятия информации, ухудшение работоспособности и т.д.
В 2008 году исследователями из Лондонского городского университета был введен термин информационной перегрузки как такого состояния цивилизации, «при котором объем потенциально полезной и актуальной информации превышает возможность ее обработки средним человеком и становится помехой, а не подспорьем».
Вдумайтесь: 7 млн новых документов появляются в сети Интернет ежедневно, где уже хранится более 550 млрд, а за последние 30 лет было произведено информации больше, чем за последние 5 000 лет! С другой стороны, в век технологий время стало идти быстрее: технологии совершенствуются, и то, что ранее можно было сделать с одними затратами времени и ресурсов, сегодня можно сделать существенно быстрее и эффективнее.
Эксперт представил современную публикационную картину мира за 2020–2023 гг., динамику научных публикаций, ее долю в коллаборациях, а также рассказал о долях публикаций в разнорейтинговых источниках. Слушатели ознакомились с Топ-25 стран/организаций по публикационной активности с метриками и с картой мировых научно-технических публикаций на сегодня.
Очевидные проблемы №2 и №3: сложно найти нужное и информация девальвируется. Эти проблемы связаны с отсутствием информационной гигиены и одинаковым отношением пользователя ко всем материалам, найденным в сети. В связи с этим возникают фейки/дипфейки. Поиск информации в интернете создает индивидуальные поисковые пузыри из рекомендованного контента на основании истории поисков пользователя, его локации и прочих факторов (полный перечень влияющих факторов, равно как способ управления ими неизвестен, а возможность отключения индивидуально-формируемой выдачи результатов отсутствует).
Какова проблема №4? Большая часть полезной информации находится на английском языке, ведь русскоязычных пользователей интернета — 60 млн, англоязычных — миллиард.
Преподаватель дал уникальные рекомендации по поиску, оценке и генерации информации, связанные с созданием своих систем визуального анализа информации.
В компаниях накапливается большой объем данных, представляющих огромную экономическую ценность. Например, у HR-подразделений за годы работы копится огромное количество данных о персонале, у департаментов маркетинга — результаты прошлых исследований и активностей, но большая часть этих данных остается невостребованной. Как извлечь пользу? Анализ данных будет играть здесь ключевую роль.
В ходе занятий были разобраны Business Intelligence или BI системы, представляющие собой развивающийся класс приложений, позволяющий контролировать любые значимые для бизнеса показатели и оперативно строить отчеты.
Сергей Ревякин подчеркнул: «Они хороши тем, что позволяют получить гибкий доступ к нужной информации с компьютера или телефона из любой точки мира моментально и не требуют специальной подготовки или помощи программистов».
Аудитория также узнала, что такое Дашборд (Dashboard), изучила процесс создания дашбордов и познакомилась с их архитектурой.
Можно констатировать, модуль стартовал успешно и впереди слушателей ждет знакомство со множеством новых навыков и инсайтов.